...

На каких радиоволнах усиление больше?

Измерив усиление высокочастотного каскада на длинных и коротких волнах, мы увидим, что усиление на коротких волнах действительно меньше. Следовательно, нормы стандарта правильно отражают положение вещей: чем короче волна, тем меньше усиление каскада.
Представим себе, что мы захотели, все же, проверить это. Как можно сделать это так, чтобы исключить возможность ошибок? Очевидно, для этого лучше всего измерить усиление каскада в начале и конце диапазона, то есть, в его длинноволновой и коротковолновой частях. Этим мы исключим вероятность ошибки из-за возможной неодинаковости катушек разных контуров. В обоих измерениях будет участвовать одна и та же катушка и один и тот же переменный конденсатор, приобрети который можно в интернет магазине https://radiodetali.com.ua/catalog/kondensatory/.
Если мы действительно проделаем такой эксперимент, то будем, вероятно, весьма удивлены его результатами. Измерения покажут, что в более коротковолновой части диапазона усиление больше, чем в его длинноволновой части.
Чем же это объясняется? Почему в пределах одного диапазона усиление с укорочением волны растет, а при переходе на другой, более коротковолновый диапазон, усиление, наоборот, уменьшается.
Каскад усиления высокой частоты состоит из двух основных частей: лампы и колебательного контура. Какая же из этих двух частей «повинна» в результатах наших испытаний?
Может быть, лампа неодинаково усиливает колебания разных частот? Нет.
Значит, остается колебательный контур. Действительно, виновником того недоразумения, с которым мы столкнулись, является колебательный контур.
Усиление каскада зависит от соотношения сопротивления нагрузки и внутреннего сопротивления лампы. Нагрузкой в высокочастотном каскаде является колебательный контур. Для того чтобы усиление каскада на разных диапазонах было одинаковым, надо, чтобы резонансное сопротивление контуров на этих диапазонах тоже было одинаковым. Однако это условие, по ряду причин, соблюсти не удается. Дело в том, что резонансное сопротивление контура зависит, в частности, от соотношения между его индуктивностью и емкостью (от так называемой характеристики контура), и оказывается тем больше, чем больше величина этого отношения.
Но емкость переменного конденсатора, при помощи которого контуры настраиваются в приемнике, остается одинаковой на всех диапазонах, и вследствие этого индуктивность на коротких волнах приходится брать меньшую, чем на более длинных. В итоге резонансное сопротивление коротковолновых колебательных контуров получается меньшим, чем длинно- и средневолновых. Поэтому и усиление каскада на коротких волнах меньше, чем на длинных и средних.
А как же наш эксперимент с изменением усиления на различных участках одного и того же диапазона?
Результат этот тоже правилен. Как следует из сказанного выше, резонансное сопротивление контура с данной катушкой будет тем больше, чем меньше его емкость. Укорачивая волну контура, мы уменьшаем его емкость (настройка наших контуров производится переменными конденсаторами; индуктивность катушки при этом остается постоянной), поэтому в коротковолновой части диапазона контура его резонансное сопротивление больше, чем в длинноволновой, а значит, и усиление каскада будет больше.
А если бы мы свой эксперимент произвели с контуром, в котором настройка осуществляется изменением индуктивности при неизменной емкости? Очевидно, наш эксперимент дал бы противоположные результаты, и никакого «недоразумения» не произошло бы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.