...

Джордж Пульман: создатель комфортного вагона и скрытый рабовладелец

Джордж Пульман: создатель комфортного вагона и скрытый рабовладелец

В настоящее время, собираясь в дорогу на поезде, мы приобретаем билет, выбирая различную степень удобства. Имеем на выбор по состоянию наших финансов – плацкартный (самый дешёвый), купейный (4 человека в зарытом пространстве) и СВ (люкс на двоих). Все три типа вагонов имеют спальные места, отличаются только комфорт и удобства. А вот в начале железнодорожной эры в вагонах были только сидячие места, что был крайне неудобно при дальних поездках.

И вот в середине 19-го столетия над этим вопросом задумался американский изобретатель и предприниматель Джордж Пульман. Автомобилей тогда ещё не было, и поездки по стране совершались только в поездах. А в вагонах были только жёсткие сидения, иногда покрытые грязными соломенными матрасами. Бедные и богатые ездили в одних и тех же условиях. Вот Пульман и подумал, что неплохо было бы создать вагон, где состоятельные люди могут иметь больше удобств.

А поскольку он был человеком действий, то уже 1864 году вышел в путь первый комфортабельный вагон, там ещё были сидячие места, но мягкие, двойное стекло защищало пассажиров от шума и паровозной гари. Но Пульман на этом не останавливается, вскоре появляется и спальный вагон «Пионер» с раскладными сиденьями-кроватями. На полу ковровые дорожки и вежливое обслуживание. Естественно, обеспеченные люди предпочли путешествовать именно в таких вагонах, хотя цена билета была в 5 раз дороже.

Эти вагоны стали пользоваться повышенным спросом, и предприятие Пульмана получало всё больше заказов. В долгом путешествии необходима еда, и в 1867 году к спальному вагону присоединяется вагон-ресторан, где кухня не уступала лучшим ресторанам. Разумеется, и в Европе начали выпуск подобных вагонов с роскошным внутренним интерьером. И вагоны эти стали называть пульмановскими, как символ удобства и роскоши. И в художественных произведениях тех лет часто можно найти описание пульмановского вагона, в котором путешествовали герои.

В самой Америке Пульмана не очень почитают. И это связано с тем, что он, построив для своих рабочих городок недалеко от Чикаго, практически ввёл добровольное рабство. Там жили только рабочие и служащие его предприятия, которые платили арендную плату за жильё. И если рабочего увольняли, то семья в течение десяти дней выселялась из дома. И когда в 1894 году в Америке разразился экономический кризис, производство сократилось, и многие рабочие остались без работы, а остальным зарплата была значительно уменьшена. В конце апреля начались забастовки, а 1 мая по городу прошли демонстрации. Вызванная полиция подавила выступления рабочих, но правительство штата провело расследование. Судебные разбирательства и финансовые издержки потрясли Пульмана настолько, что он скончался от сердечного приступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.