«Сланцевая нефть» может сделать США мировым лидером по экспорту полимеров. Штаты удачно используют «побочные» продукты нефтедобычи — попутные газы, которые позволяют нащупать новые точки роста . Как новая политика страны отразится на России подробности — в материале ОКНА МЕДИА.
США претендуют на лидерство в нефтехимии
«Сланцевая революция» принесла Соединенным Штатам помимо нефти и природного газа еще и дополнительные возможности по возрождению нефтехимической промышленности. Добыча за последние 10 лет выросла на 57%. США решили не упускать своего шанса а активно развивать переработку попутных газов, образующихся при добыче энергоресурсов, и стали инвестировать десятки миллиардов долларов в создание новых производств. Логика решения очевидна: добро не должно пропадать, а если на нем еще можно зарабатывать – это вдвойне выгодно.
В частности, было увеличено производство этана, бутана, пропана, и, поскольку этан используется в производстве полимеров, то изготовление этого материала и изделий из него также резко возросло. И это произошло не само собой, а в результате осознанной стратегии и целевых капиталовложений различных производителей, пожелавших воспользоваться возникшим изобилием нефтехимических продуктов сланцевой индустрии. Общая стоимость реализуемых проектов в области нефтехимии в США составляет 185 млрд долларов.
8 млрд долларов вложено в расширение производств гранул полиэтилена Dow Chemical на побережье Мексиканского залива, а Exxon вкладывает 20 млрд долларов в нефтехимические заводы в этом же районе, до конца года «Chevron Phillips» введет в эксплуатацию строившийся 4 года завод по производству этилена в Бэйтауне (штат Техас).
Нефтехимия — американский подход
В 2016 году капиталовложения в химпром составили 50% от всех инвестиций американского производственного сектора. В стране реализуются 310 новых проектов в области нефтехимии, сообщают в Химическом совете США. Причем предпочтение отдается именно проектам, связанным с производством полимеров, мировое потребление которых растет с каждым годом, в то время как долгосрочные перспективы автомобильного топлива находятся под вопросом вследствие распространения электромобилей и практики экономного пользования транспортными средствами.
Фото: Капвложения в химпром США составили 50% от всех инвестиций в производство.
Рост спроса на изделия из пластмассы обгоняет темпы роста мирового ВВП в полтора-два раза. Это и гарантирует рентабельность производства продуктов нефтехимии. При этом цена нефти и газа благодаря сланцевой добыче может остаться низкой еще достаточно долго.
В прошлом году мировое потребление этилена превысило 147 млн тонн, и к 2023 году, по оценкам аналитиков, спрос может вырасти на 26,5% и составить 186 млн тонн.
На сегодняшний день, нефтехимпром — одна из самых быстроразвивающихся отраслей промышленности в США, и благодаря целенаправленным вложениям в этот сектор штаты готовятся стать крупнейшим экспортером полимеров в мире.
В американский нефтехимпром притекают инвестиции компаний из Саудовской Аравии, Бразилии, Японии, Таиланда. В свою очередь, американские производители полимеров ориентируются на Латинскую Америку в качестве одного из перспективных рынков сбыта.
Зигзаги «сланцевой революции»
Не исключено, что американские наполеоновские планы относительно добычи сланцевой нефти и газа окажутся неосуществимыми, и инвестиции в данное направление окажутся невозвратными. Уже в 2017 году объемы добычи на сланцевых месторождениях США сократились. Во второй половине июня производство нефти на территории США сократилось на 100 тысяч баррелей в сутки. Добыча сланцевой нефти в 48 штатах снизилось на 55 тысяч баррелей в сутки.
Фото: Надежды на “сланцевую революцию” могут не оправдаться.
Серьезной проблемой оказались и сами условия производства в США: высокая стоимость труда, надзорные требования, стоимость земли, нехватка квалифицированного персонала. Куда дешевле добывать нефть в бедных странах Ближнего Востока, где не приходится тратиться на высокие зарплаты или обеспечение комфортных и безопасных условий труда. Так, ExxonMobil в первом квартале 2017 года показала прибыль только благодаря добыче за рубежом, в то время как добыча нефти в США принесла убытки.
Тем не менее, даже если «сланцевая революция» в США окажется пустышкой, бережливое отношение американских корпораций к побочным продуктам нефтяного производство — наглядный пример для отечественной нефтехимической индустрии.
А что в России?
Пример США мог бы стать уроком для России, обладающей мощной нефтедобывающей и пока еще только зарождающейся нефтеперерабатывающей промышленностью. По данным Росстата, за период с января по май 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство пластмассовых и резиновых изделий выросло лишь на 5%.
И это при том, что даже имеющиеся в России мощности производства полимеров и добавок в основном ориентированы на экспорт. В России не производятся модификаторы ударопрочности, нет производств диоксида титана, за исключением завода в Крыму, сообщение которого с Россией затруднено.
«Газпром» ведет строительство Новоуренгойского газохимического комплекса по производству этилена и полиэтилена из этана, получаемого из газа Уренгойского газоконденсатного месторождения. Но проект все еще находится в стадии строительства, и эксперты указывают на ряд его недостатков — тяжелые условия Крайнего Севера, удаленность от потребителей, трудности с вывозом продукции.
Фото: “Газпром” ведет строительство Новоуренгойского газохимического комплекса.
В результате незавершенности цепочки производства полимеров и пластмасс отечественный оконный рынок еще и в условиях стагнации экономики испытывает острый дефицит сырья —диоксид титана, модификаторов ударной прочности для изготовления оконного ПВХ-профиля. При ослаблении курса рубля ПВХ-профиль дорожает, поскольку при его изготовлении приходится пользоваться импортными добавками.
Для энергетической державы, крупнейшего производителя нефти и газа, такая ситуация — неспособность обеспечить себя химическим сырьем — неприемлема. Есть чему поучиться у заокеанских коллег.