Менеджмент глобальных корпораций
Мировоззрение выдающихся предпринимателей в целом ограничивалось национальными рамками. Менеджеры глобальных предприятий обладают явно интернационалистским мировоззрением и считают национальный суверенитет нежелательной помехой, если он мешает их деятельности. Фактически оппозиция национальному правительству во многом порождается или поддерживается глобальной корпорацией, которая считает все формы регулирования на национальном уровне препятствием для своего развития. Как и предприниматели, менеджеры глобальных корпораций, не колеблясь, требуют привлечения военной мощи того или иного государства тогда, когда другие государства угрожают их интересам. Если вы хотите стать профессиональным HR менеджером, советуем записаться на курсы, которые проводит наша компания – подробнее на сайте
Если готовность пойти на финансовый риск – это абсолютно необходимое качество для предпринимателя, то от менеджера глобальной корпорации требуются доведенные до высокой степени совершенства организационные способности. Финансовый риск берет на себя корпорация, поскольку менеджеры корпораций обычно владеют ничтожной долей акционерного капитала корпорации.
Ответ отчасти состоит в том, что собственность сильно распылена, а отчасти в том, что знания и информация, необходимые для того, чтобы руководить крупной, особенно глобальной, корпорацией, сосредоточены в руках незначительного числа лиц. Как говорит Джон Кеннет Гэлбрейт, «единственная вещь, которая хуже, чем утрата власти мелкими или пассивными держателями акций, – это ее безграмотное использование».
В управлении крупной корпорацией основным фактором является не собственность, а контроль. Возможно, наиболее интересный пример этого можно найти в экономике бывшего Советского Союза. Советская конституция четко указывала, что средства производства принадлежат всему народу. Очевидно, что очень мало советских граждан действительно участвовали в осуществлении контроля. Ученые, несомненно, возразят, сказав, что капиталистическое представление о собственности отличается от советского. Однако очевидно и то, что миллионы мелких держателей акций в США, хотя и выполняют роль собственников, в столь же малой мере участвуют в управлении деятельностью большой корпорации, как и в прошлом средний советский гражданин в управлении советской экономикой.
Контроль над большой корпорацией в США или крупным советским предприятием обычно находится в руках небольшой группы людей. Состав этой группы может время от времени меняться, но ни средний советский гражданин, ни средний американский держатель акций не может вызвать эти изменения. Это не значит, что между американской и советской системами не было различий. Различия есть, и важные.