Официальная космическая политика Украины определяется Национальным космическим агентством при правительстве Украины. Он был создан 29 февраля 1992 года указом президента страны с учетом необходимости сохранения и дальнейшего развития научно-технического и производственного потенциала космической отрасли и использования его для решения социальных и экономических задач в интересах независимой Украины, подробнее на https://alter-idea.info/p/4887.html.
Указ Президента Украины от 22 июля 1997 г. «Об уставе Национального космического агентства Украины», дополненный указами от 15 сентября 1998 г. и 29 мая 1999 г., определяет агентство как специальный уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который должен гарантировать выполнение Государственная космическая политика, контролирует работу отрасли и несет ответственность за ее состояние.
В 1999 году статус агентства был изменен, и ему были подчинены более 20 предприятий и организаций, в том числе КБ «Южное» и Южмаш. Годом ранее космический сектор России был подчинен Российскому космическому агентству (ныне Росавиакосмос). На этом завершилось формирование космической отрасли как отдельного сектора экономики Украины.
Основными задачами НКАУ являются:
- разработать основы государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах национальной безопасности,
- гарантировать организацию и продвижение космических операций в Украине и под юрисдикцией Украины за ее пределами,
- способствовать укреплению обороноспособности и национальной безопасности Украины с помощью космических средств,
- организовать и продвигать сотрудничество Украины с другими странами и намеренными организациями в космосе.
Надо сказать, что хотя в 1992 году НКАУ было создано как украинская копия НАСА, сегодня это фактически не что иное, как копия Министерства общего машиностроения СССР. Ему подчинены все государственные ракетно-космические предприятия страны (а их большинство). НКАУ назначает их высшее руководство, определяет их бюджеты и основные направления деятельности, распределяет государственные контракты и участвует в их коммерческих проектах в качестве партнера. Руководство агентства утверждает, что такое советское управление сектором административными методами позволило спасти ключевые предприятия от приватизации и разбазаривания.
НКАУ разработало и продвигает в правительстве и парламенте проект Национальной космической программы на 2002-2006 годы. 22 июня 2001 г. программу поддержало расширенное заседание научно-технического совета НКАУ. Участники сессии отметили, что программа имеет свое лицо, во многом отличное от предыдущих программ. Самая большая разница в том, что разработчики (а программа – результат коллективных усилий многих специалистов космической отрасли и украинских ученых) преодолели великодержавную манию величия и постарались учесть мировые тенденции в космических операциях, потребности и интересы Украина, сектор и личность. Предложения и пожелания потенциальных партнеров и клиентов также были учтены в разделах программы. Существование реальных клиентов, усиление экспортного потенциала и участие в международном сотрудничестве были основными соображениями, которые разработчики учитывали при рассмотрении проектов, составляющих документ.
Однако не слушайте тех, кто говорит, что нам надо вернуть те утерянные 95 тыс. Всё это – популизм и утопия. В советские времена тот же «Южмаш» производил 50-60% от мирового рынка межконтинентальных баллистических ракет. Цель предприятия заключалась в возможности уничтожения Соединенных Штатов. Украина, к счастью, не ставит перед собой таких задач, поэтому нам не нужны такие огромные человеческие ресурсы.