...

Джордж Пульман: создатель комфортного вагона и скрытый рабовладелец

Джордж Пульман: создатель комфортного вагона и скрытый рабовладелец

В настоящее время, собираясь в дорогу на поезде, мы приобретаем билет, выбирая различную степень удобства. Имеем на выбор по состоянию наших финансов – плацкартный (самый дешёвый), купейный (4 человека в зарытом пространстве) и СВ (люкс на двоих). Все три типа вагонов имеют спальные места, отличаются только комфорт и удобства. А вот в начале железнодорожной эры в вагонах были только сидячие места, что был крайне неудобно при дальних поездках.

И вот в середине 19-го столетия над этим вопросом задумался американский изобретатель и предприниматель Джордж Пульман. Автомобилей тогда ещё не было, и поездки по стране совершались только в поездах. А в вагонах были только жёсткие сидения, иногда покрытые грязными соломенными матрасами. Бедные и богатые ездили в одних и тех же условиях. Вот Пульман и подумал, что неплохо было бы создать вагон, где состоятельные люди могут иметь больше удобств.

А поскольку он был человеком действий, то уже 1864 году вышел в путь первый комфортабельный вагон, там ещё были сидячие места, но мягкие, двойное стекло защищало пассажиров от шума и паровозной гари. Но Пульман на этом не останавливается, вскоре появляется и спальный вагон «Пионер» с раскладными сиденьями-кроватями. На полу ковровые дорожки и вежливое обслуживание. Естественно, обеспеченные люди предпочли путешествовать именно в таких вагонах, хотя цена билета была в 5 раз дороже.

Эти вагоны стали пользоваться повышенным спросом, и предприятие Пульмана получало всё больше заказов. В долгом путешествии необходима еда, и в 1867 году к спальному вагону присоединяется вагон-ресторан, где кухня не уступала лучшим ресторанам. Разумеется, и в Европе начали выпуск подобных вагонов с роскошным внутренним интерьером. И вагоны эти стали называть пульмановскими, как символ удобства и роскоши. И в художественных произведениях тех лет часто можно найти описание пульмановского вагона, в котором путешествовали герои.

В самой Америке Пульмана не очень почитают. И это связано с тем, что он, построив для своих рабочих городок недалеко от Чикаго, практически ввёл добровольное рабство. Там жили только рабочие и служащие его предприятия, которые платили арендную плату за жильё. И если рабочего увольняли, то семья в течение десяти дней выселялась из дома. И когда в 1894 году в Америке разразился экономический кризис, производство сократилось, и многие рабочие остались без работы, а остальным зарплата была значительно уменьшена. В конце апреля начались забастовки, а 1 мая по городу прошли демонстрации. Вызванная полиция подавила выступления рабочих, но правительство штата провело расследование. Судебные разбирательства и финансовые издержки потрясли Пульмана настолько, что он скончался от сердечного приступа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.